Данная памятка составлена на основании личного опыта, а так же на основании анализа ошибок наиболее часто допускаемых водителем в случае причастности к ДТП. По мере возможности я постараюсь дополнять памятку новой полезной информацией.
Памятка носит информационный характер, и разумеется "подогнана" под наиболее распространенные случаи.
ДТП - событие, случившееся в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, груз, сооружения. Участниками ДТП являются лица, имеющие к нему непосредственное отношение.
Даже самое незначительное ДТП - сильный стресс для его участников. Шоковое состояние делает людей беззащитными, поэтому правым нередко признается тот, кто быстрее ориентируется в ситуации и занимает более активную позицию. При дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему, обязан:
1.Остановить (не передвигая) транспортное средство;Первое действие после остановки транспортного средства – осмотреться вокруг и оценить обстановку, выделив те моменты, которые позволят защититься впоследствии от возможных обвинений (они возможны даже в том случае, если на первый взгляд кажется, что полностью неправ другой участник происшествия). Важно не паниковать, не вступать в конфликт с другими участниками ДТП. Находясь в возбужденном состоянии, не стоит давать никаких опрометчивых обещаний, тем более расписок, категорически не рекомендуется отдавать либо принимать в залог документы.
2.Включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки (мигающий красный фонарь); Предупредив, таким образом, других участников дорожного движения и обозначив место столкновения.
3.Позвонить, в случае наличия такой возможности и соответствующего специалиста, к адвокату специализирующемуся именно по делам о ДТП для получения предварительной консультации. Необходимо будет максимально подробно описать обстоятельства ДТП и ситуацию на месте(конечное расположение ТС, место столкновения и пр.). Не нужно звонить адвокатам которые "..решают все, в том числе и ДТП.", потому как в данной ситуации необходим специалист разбирающийся в самом механизме ДТП и способный дать дельный совет. Деньги вы и сами сумеете занести при необходимости
4.Не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию; Оставить автомобиль на месте столкновения, не пытаться собрать фрагменты обшивки, осколки пластиковых деталей и прочие части автомобиля, так как по положению фрагментов устанавливаются детали и обстоятельства ДТП.
Не при каких обстоятельствах не передвигать автомобиль до приезда сотрудников ГАИ и составления схемы ДТП.5.При незначительных повреждениях ТС в случае если участники ДТП определились с виновностью сторон, и виновник согласен возместить ущерб на месте столкновения возможно принятие решения о возмещения убытков на месте события без оформления ДТП сотрудниками ГАИ.В случае если один из участников ДТП добровольно признает себя виновным и согласен возместить убытки на месте аварии необходимо заполнить в 2х экземплярах расписку с указанием места события, данными участников ДТП, данными автомобилей(марка гос.номер), кратким описанием повреждений и указанием переданной суммы. В расписке обязательно укажите об отсутствии лиц получивших телесные повреждения. Дополнительно к расписке будет полезным произвести фотосъемку места ДТП, и повреждений автомобиля(по принципу от большого к малому). До момента оформления расписки:
- Нельзя передвигать автомобиль до оформления расписки и получения «своего» экземпляра с подписью второго участника в свои руки.
- Нежелательно оформлять расписку и уезжать с места аварии не получив денег.
Отдельно обращаю внимание на то, что подобный способ(оформление без ГАИ с последующим отъездом потерпевшего с места события, после чего вызывается ГАИ, появляются новые свидетели и дело приобретает совсем другой оборот.) часто применяется в мошеннических схемах при ДТП, а потому при малейших подозрениях необходимо вызывать ГАИ, но только со своего телефона. Оформление без ДТП ГАИ всегда несет в себе определенный риск и это нужно хорошо понимать.
ПДД дает водителям возможность самостоятельно составить схему ДТП, подписать ее и приехать в ближайшее оформление ГАИ для дальнейшей регистрации события. Однако учитывая отсутствие у водителей необходимых навыков для составления схемы, выделения и фиксации ключевых моментов характеризующих механизм аварии, этот способ навряд ли можно рекомендовать.
6. Принять возможные меры для оказания доврачебной медицинской помощи пострадавшим.Вызвать "Скорую помощь" по тел 103, а в экстренных случаях - доставить пострадавших на своем или попутном транспорте в ближайшее лечебное учреждение. Сообщить свою фамилию, регистрационный знак транспортного средства (с предъявлением документа, удостоверяющего личность, или водительского удостоверения и регистрационного документа на транспортное средство) и возвратиться к месту происшествия.
7.Сообщить о ДТП в милицию по тел. 102, записать фамилии и адреса очевидцев и ожидать прибытия сотрудников милиции. Данные свидетелей и очевидцев ДТП правильно записать на отдельном листе, но
не при каких обстоятельствах не стоит отдавать эти данные другим участникам ДТП либо инспекторам ГАИ. Сообщите инспекторам данные, но не передавайте лист с записями во избежание утери данных. До прибытия ГАИ будет полезным обдумать те пояснения, которые Вам предстоит дать сотрудникам ГАИ. По приезду сотрудников ГАИ.
Схема ДТП – самый важный документ, фиксирующий обстоятельства аварии. При снятии замеров следите за общей шириной проезжей части на схеме, расстоянии от обочины до колес автомобилей. При составлении схемы ДТП все автомобили и предметы привязываются к одной обочине. Нельзя привязывать один автомобиль к левой, а другой к правой обочине. Нельзя привязывать замеры к предметам которые легко передвинуть в пространстве(урны, знаки и пр.). В обязательном порядке проследите за тем, чтобы на схеме было верно указано место столкновения автомобилей, положение автомобилей на проезжей части, размеры и расположение следов торможения, юза.
Внимание обращайте не на схематическое изображение, а на цифры указанные в схеме. В месте столкновения от удара осыпается грязь и фрагменты легких деталей автомобиля(осыпь), преломляются следы торможения либо волочения транспортного средства.
Следите за тем, чтобы место осыпи и ее размеры были верно указаны на схеме. Протокол осмотра места происшествия - здесь словами записываются сведения, зарисованные на схеме, и дополнительно фиксируется состояние проезжей части, наличие ям, выбоин, погодные условия, освещенность и видимость в направлении движения и многое другое. Внимательно следите за тем, чтобы в протокол не попали данные, искажающие картину ДТП, или такие, которые впоследствии могут быть истолкованы двояко. В случае несогласия потребуйте внести изменения в документы, и только убедившись в правильности информации нужно подписывать протокол.
Протокол необходимо подписывать всегда.
Отказ от подписи протокола не снимет с Вас вины, и не говорит о несогласии с указанными в протоколе данными. Подпись означает, что вы ознакомились с протоколом. В случае несогласия с данными, изложенными в протоколе необходимо вписать в протокол то, с чем именно вы не согласны. Свои возражения можно изложить письменно на отдельном листе о чем сделать отметку в протоколе указав на наличие дополнительных пояснений и количество листов на которых пояснения написаны.
Пояснения участников ДТП – На первых этапах изучения ДТП преимущество всегда имеет тот участник, который в первичных показаниях дал меньше информации. По сути, дал меньше оружия против самого себя. Всегда на месте происшествия следует рассмотреть возможность не давать вообще никаких показаний.
Типичная ошибка - участник аварии старается дать пояснения сразу и как можно более подробные. Важно понимать – все что вы напишите будет на самом деле использовано в первую очередь только против вас, и уже потом в вашу пользу. Для того чтобы не давать показания можно сослаться на шок, стрессовое состояние, или ухудшившееся самочувствие. Прямо заявлять о нежелании давать пояснения на месте ДТП не стоит, хотя такое право и гарантировано законодательством. При этом необходимо принимать участие во всех действиях, т.е. производить замеры, проверять данные вносимые в схему ДТП и прочее.
Если принято решение давать пояснения, то делать это нужно без подробностей, все пояснения должны быть максимально простыми и однозначными, без двусмысленных оборотов.
Не стоит давать никаких цифр указывающих на скорости, расстояния и пр. по той причине, что ваш глазомер наверняка обманет вас. Впоследствии все цифры будут оценены экспертом, и в результате действия водителя будут неправильно оценены на основании его же ошибочных показаний. Правильно указывать на нарушения со стороны других участников ДТП, если таковые имели место. Обязательно укажите, в чем Вы видите нарушение со стороны второго водителя, сошлитесь на пункт ПДД.
ДТП с участием пешехода – не пытайтесь самостоятельно везти пострадавшего в больницу (только, если вы не находитесь далеко от населенных пунктов и скорую помощь ждать долго). Окажите первую медицинскую помощь и ждите приезда скорой помощи, укрыв пострадавшего теплым одеялом, курткой или иными теплыми вещами. В объяснениях
никогда не пишите о том, что “пешеход появился внезапно ниоткуда”, “я его не видел и не знаю откуда он взялся” и т.п. В объяснениях всегда должно быть то, что вы его видели, дорожную обстановку контролировали, пешеход неожиданно вышел на дорогу и у вас не было возможности предотвратить ДТП.
Нельзя никогда и ничего писать под диктовку инспектора оформляющего ДТП, подписывать незаполненные либо пустые листы. Если вы не уверенны либо путаетесь в описании возникшей ситуации – вообще не пишите никаких пояснений на месте ДТП.