ОГАИ г. Луганска
распространило материал, в котором высказало свое мнение о деятельности неформального общественного объединения "Дорожный контроль".
«Дорожный контроль»: борцы за справедливость или провокаторы? Противоборство, которое разгорелось между Госавтоинспекцией и активистами «Дорожного контроля», уже перешло границы обычного конфликта. Деятельность ДК скорее напоминает настоящую партизанскую войну, жертвой которой становится милицейская репутация. В перипетиях взаимных обвинений противоборствующих сторон, люди стали забывать единственно верную истину – обязанность всех и каждого соблюдать правила дорожного движения.
Неоднозначное чувство справедливости Одними из первых следить за полицией с помощью фото и видео стали американцы. В 1990 году добровольцы начали патрулировать улицы Калифорнии, выкладывая результаты наблюдений в интернет – ролики, на которых были зафиксированы избиения задерживаемых полицией или их бездействие. Движение стало массовым и получило название Сopwatch (от англ. – «наблюдение за полицейскими»).
За последние годы в Украине также появилось несколько сообществ, объединяющих водителей, которые специально следят за инспекторами ГАИ и снимают на видео их рабочие моменты. Одно из них – «Дорожный контроль» (ДК). Представители данной организации буквально завалили Интернет многочисленными видеороликами, на которых сотрудники ГАИ представляются в самом неприглядном виде.
Поначалу действия ДК действительно носили наблюдательный характер и помогали руководству ГАИ выявлять нарушении, как со стороны своих подопечных, так и со стороны участников дорожного движения, ведь на многих роликах были зафиксированы факты пьянства за рулем, злостных нарушений ПДД… Интернет-сообщество сразу же восторженно зааплодировало принципиальным борцам с дорожным беспределом.
Но со временем их желание навести порядок на дорогах переросло в настоящую травлю инспекторов ГАИ. И почему-то мало кто пытается разобраться, да и вообще задумывается, насколько всё неоднозначно.
Провокация в законе Замечательно, когда активисты "Дорожного контроля" выявляют недостатки в работе сотрудников ГАИ, и не один раз участники этой организации доказывали факты нарушения прав водителей, действующего законодательства, даже фиксировали момент получения взятки сотрудниками правоохранительных органов. Но совсем другое дело, когда в стремлении получить сенсацию представители «ДК» идут на откровенную провокацию, прибегают к оскорблениям.
Откройте блог луганского «Дорожного контроля». Там выложены десятки видеороликов, и сотни комментариев к ним, порочащих действия Госавтоинспекторов. Оскорбления, унижения представителей правоохранительных органов и при этом полная безграмотность и отсутствие призывов к водителям элементарно соблюдать правила дорожного движения!!! Так какова же цель данного проекта – навести порядок на дорогах или унизить Госавтоинспекцию в глазах общественности?
Вот один из роликов на указанном блоге, называется «Романтики с большой дороги» от 27 декабря 2012 года. Краснодон». Инспекторы ГАИ остановили водителя, от которого исходил запах алкоголя. Ему было предложено проехать в горбольницу для освидетельствования на алкогольное опьянение. Казалось бы, обычная ситуация: если человеку не в чем себя упрекнуть, он выполняет требования правоохранителей и со спокойной совестью едет дальше, если же человек действительно выпил за рулем, он всячески пытается уйти от экспертизы и наказания. И вот здесь начинается театр абсурда…
Проезжающий мимо активист ДК, останавливается, берет в руки камеру, и начинает провоцировать инспекторов ГАИ… Из его обращения к инспектору: «Да вы не имеете права требовать экспертизы…», «Я требую вызвать начальника ГАИ…», «ТЫ кто такой? ТЫ разговаривать научись…, бегаешь с фонариком, как дите по садику с игрушкой…», «Да у вас интеллекта вообще нет... только поспать, пожрать и посрать…». И при этом данный активист ДК называет себя очень умным, интеллигентным человеком (!!!).
«Ореол» непримиримых борцов Я, конечно, поддерживаю идею, которая, вроде бы, лежит в основе деятельности общественников: не нарушать ПДД, а нарушил - не совать взятку, а составлять материалы по факту и платить штраф, как это предусмотрено законом. Если не согласен с протоколами, составленными работниками ГАИ, опротестовывать их в суде. Благо, закон это позволяет. Я «за» то, чтобы пресекать факты коррупции в правоохранительной смстеме. Меня, безусловно радует, что постоянный контроль со стороны общественников подстегивает инспекторов быть терпимее, вежливее, заставляет их более взвешенно подходить к нарушениям и не цепляться к водителям по мелочам, требует от них совершенных знаний действующего законодательства. Но ведь на данный момент представители "Дорожного контроля" ведут себя как обыкновенные провокаторы, гоняющиеся за дешевыми сенсациями, зачастую совершающие незаконные действия.
Они детально изучают инструкцию и обязанности инспекторов ГАИ, но почему-то забывают о своих обязанностях и ответственности, которые четко прописаны в Админкодексе Украины.
Абсолютно уверенные в своей правоте, непогрешимости и преисполненные решимости дискредитировать ГАИ, представители "ДК" крайне недоброжелательно относятся к посторонним людям или самим милиционерам, снимающих их действия. Они, производя съемку сами, но при этом не дают это делать сотрудникам милиции, светят фонариком в камеру, закрывают их объектив руками (хотя согласно ЗУ «О милиции» правоохранители могут при фиксации правонарушения, а также предупреждении противоправных действий использовать видеозапись. Так гласит ст. 11, п.12 упомянутого закона). Может, боятся, что что-то зафиксированное на видео попадет в Интернет и развеет их ореол непримиримых борцов с беспределом силовиков на дорогах? Ведь зачастую они представляют лишь свою версию происходящего, оставляя за кадром хамство со своей стороны.
Вседозволенность порождает хаос Уже сейчас можно слышать противоречивые высказывания относительно деятельности «Дорожного контроля». Адекватные люди начинают понимать, что скандальные провокации «ДК» – это путь в никуда.
«Мне стыдно за то, что милиция не может защитить себя, - сетует мой отец – водитель со стажем, воспитанный на принципах уважения ко всем участникам дорожного движения. - Мне жутко жить в стране, где обыкновенный хам, может позволить себе безнаказанно оскорблять инспектора ГАИ. Сегодня эти люди унижают представителей силовых структур, а завтра, прикрываясь благими намерениями, пойдут грабить и насиловать. Это ли не беспредел!!!»
«Пpeждe, чем оpaть об обязанностях гаишников выполнять закон, пycть кaждый из этих активистов ответит: он caм то выпoлняeт eгo тpeбoвaния, этoгo зaкoнa?»…
Но хуже всего то, что действия подобных активистов несут обратный эффект: они потакают водителей к нарушениям, воспитывают в них не чувство ответственности, а только чувство вседозволенности и безнаказанности… И это страшно.
Отсюда и рост числа аварий на пешеходных переходах, на регулируемых перекрестках, где казалось бы, четко обозначены действия и обязанности каждого участника дорожного движения.
Отсюда и вездесущее хамство, и отсутствие уважения к друг другу на дороге: не уступают движение, подрезают…, как результат – аварии с пострадавшими, за каждой из которых стоит сломанная человеческая жизнь.
Недавно, в Луганске 16-летний подросток решил покататься на отцовской машине, в сложной обстановке он не справился с управлением и врезался в машину, где за рулем была молодая женщина. В результате – женщина с переломом позвоночника находится в больнице, а парень пытается уйти от ответственности как несовершеннолетний. А ведь это родители подростка разрешали ему садиться за руль, и они сами воспитали нарушителя.
Дети – как лакмусовая бумага нашего общества отражают все происходящие в нем процессы. И вышеописанный факт говорит о том, что сегодня наше общество крайне нуждается в лечении, и только взаимное уважение на дороге станет залогом нашей с вами безопасности.
Важно знать! У нас люди привыкли доверять всему, что написано в Интернете. Это касается и трактовке законов, но в сети не всегда дается правдивая информация.
Запомните, инспектор ГАИ имеет право:
- Осматривать транспортное средство;
- Проверять у водителей документы на право использования и управления автомобилем, наличие страхового полиса (сертификата);
- Проверять автомобиль по базам данных на предмет угона и, если ТС окажется в базе, доставлять его в ближайшее отделение милиции;
- Проводить осмотр водителей на состояние алкогольного опьянения с помощью специальных средств, согласованных с Министерством охраны здоровья;
- Направление на медицинский осмотр водителей, в отношении которых существует подозрение, что они находятся в состоянии алкогольного опьянения;
- Задерживать, отстранять от управления автомобилем водителей, которые находятся в состоянии алкогольного опьянения, а также не имеющих документов на право управления или распоряжения автомобилем;
- Запрещать эксплуатацию автомобиля в случаях, когда они не прошли государственный технический контроль, не имеют номерных знаков, имеют измененные или подделанные номера агрегатов, в конструкцию которых внесены изменения без соответствующего разрешения;
- Использовать технические средства для фиксации нарушений ПДД;
Обращаем ваше внимание: работники ГАИ имеют право проивзодить видеозапись общения с водителем и процесса заполнения протокола об админправонарушении. Это предусмотрено п. 27. 9 Инструкции по вопросам деятельности подразделений дорожнопатрульной службы Госавтоиспекции МВД Украины, утвержденной приказом МВД от 2703. 09 г. № 111 (далее — Инструкция № 111): «С целью предотвращения конфликтных ситуаций, объективного рассмотрения дел, а также в качестве вспомогательного средства для предупреждения противоправных действий и раскрытия правонарушений допускается использование фото, киносъемки, видеозаписи и использование звукозаписывающей техники, а при оформлении материалов ДТП оно является обязательным».
- Составлять протоколы об административном правонарушении в сфере безопасности дорожного движения;
- Задерживать и доставлять автомобили для временного хранения на специальных площадках или стоянках.