Если вдуматься и внимательно изучить все нормативные документы ГАИ, то получается интересная картина, в которой вопросов будет больше чем ответов!
Главная и основная функция Госавтоинспекции является: организация и обеспечение безопасности дорожного движения! Ключевые слова "Организация и Обеспечение"! Отсюда вытекает организационно-штатная структура ГАИ, кстати она (оргштатная структура) унаследована ещё с времён СССР и практически не изменилась! Стоить заметить, что в Союзе ничего не делалось просто так и созданная структура МВД работала довольно эффективно! Например в Советской милиции не было понятия "Пресс-Центр УВД, МВД, ГОВД и т.д", они и сегодня не нужны - но они есть, а преступность растёт! Также не было отделов и управлений по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, отделов по борьбе с проституцией и торговле людьми - все эти функции выполнял уголовный розыск и УБОП!
Но суть не в этом, вернёмся и рассмотрим организационно-штатную структуру областного управления ГАИ, и выясним кто чем должен заниматься!
1. Управление, штаб, канцелярия.
С этими всё понятно, сам начальник УГАИ, его замы, начальник штаба со штабными "крысами", кадровики (профотбор), канцелярия и туалет!
2. Дежурная часть (ДЧ).
Вот с этим много непонятного! Например, кто несёт службу в дежурной части? По логике здравомыслящего человека офицеры и прапорщики несущие службу в ДЧ ГАИ для эффективного и грамотного выполнения своих должностных обязанностей (ведь их дежурство напрямую связанно со здоровьем и жизнью людей) по образованию и специальности должны быть как минимум:
а) при выезде на ДТП: - экспертами, криминалистами, дознавателями!
б) при введении различных планов "Перехват" и спецопераций: - оперативными работниками (дабы грамотно координировать действия всего личного состава УГАИ)!
в) при приёме заявлений от граждан: - юристами (дабы не мычать и не мурчать, а внятно и грамотно проконсультировать человека и помочь ему составить заявление)!
На самом деле в ДЧ УГАИ сидят люди далёкие от этих критериев, а обыкновенные гопники с трассы - бывшие командиры рот, взводов, и прочая шваль в офицерском облике, и как правило с образованием какого нибудь арбузолитейного техникума!
Наверное многие в своей жизни сталкивались с составлением схем ДТП и представляют что это за цирк!
3. Отдел дорожного надзора.
Тут вообще полный пипец! Главная задача этого отдела это контроль за состоянием автомобильных дорог, обочин и ж.д. переездов! Ведь это в первую очередь безопасность дорожного движения! Тут должны быть специалисты с автодорожным образованием, ведь что бы инспектировать дорогу необходимо хотя бы её знать, я уже не говорю о ж.д. переездах. Я далёк от той мысли, что в этих отделах есть люди окончившие автодорожные институты.
Практика составления админпротоколов распространяется не только на водителей, но и на руководителей дорожных служб (ДРСУ, ДЭУ, Облавтодор и т.д), причём штрафы там тысячные! Как правило дорнадзор ГАИ работает в тесной спайке с этими проходимцами.
4. Отдел технического надзора.
Они контролируют техническое состояние всего общественного и грузового транспорта, а так же контроль выпуска на линию транспортных средств данной категории! Одним словом - весь транспорт кроме частного легкового (после отмены техосмотров)!
Сказать, что в этом отделе нужно знать материальную часть автомобиля - это все равно, что ничего не сказать!
Инспектировать весь транспорт области наверное могут люди досконально знающие устройство и эксплуатацию автомобиля, правила перевозки грузов, а так как это инспекция, то наверное ещё необходимо и профильное образование самого инспектора! Как Вы думаете, много людей кто работает в технадзоре ГАИ знают устройство и принцип работы тормозной системы автомобиля ДАФ или МАН? Врядли! Но на линию они их выпускают! За маршрутки и автобусы вообще говорить страшно - это сплошное ЧП на четырёх колёсах! Например в Николаевском УГАИ я лично знал офицера работающего в отделе технического надзора который по образованию был лесничим!
Остальные отделы: ДПС, агитации и пропаганды и ОРЭО опишу позже!